ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ

Площадь Гагарина

Тоннель – это искусственное подземное сооружение, которое служит для прокладки дороги (автомобильной, пешеходной, железнодорожной), перемещения воды, прокладки коммуникаций и т.п. в обход других препятствий – гор, рек, железнодорожных путей или автомобильных дорог и пр. Автомобильные тоннели, сооруженные на крупных перекрестках, позволяют разделить транспортные потоки, тем самым сделав движение бессветофорным, а значит – более удобным и скоростным.

Проектирование тоннеля представляет собой сложный процесс, во время которого определяют размеры его сечения, трассу, типы обделки и методы проходки. Все эти работы в институте «Мосинжпроект» с 1959 года выполняет мастерская №7, специалистами которой накоплен колоссальный опыт в этой сфере. Большая часть из 44-х действующих сегодня в Москве тоннелей разработано «Мосинжпроектом».

Основная масса тоннельных объектов запроектирована сотрудниками института в рамках работы над проектом Третьего транспортного кольца. Многие сооружения стали уникальными для своего времени, проектные решения – смелыми и новаторскими. Так, при строительстве Лефортовского тоннеля в России впервые использовали тоннелепроходческий комплекс большого диаметра – 14,2 м. Тоннель построили в рекордно короткие сроки – всего за год. При проектировании тоннеля удалось сохранить существующую историческую застройку и памятники садово-парковой архитектуры на территории Лефортово. В итоге по протяженности (2200 м) и размерам поперечного сечения (14,2 м наружный диаметр и 12,35 м внутренний) Лефортовский тоннель является самым крупным в России и вторым – в Европе.

При проектировании дорожно-транспортных сооружений специалистами мастерской разработаны многие инновационные инженерно-технические решения, которые позволяют сократить сроки строительства, при этом повышая качество возводимых объектов. Так, родившаяся в стенах института идея строительства тоннеля путем продавливания прямоугольных монолитных железобетонных секций с устройством защитного экрана из труб, сооруженного методом микротоннелирования, легла в основу знаменитого ныне метода строительства тоннелей. В 2002 году между Нахимовским проспектом и Коломенским проездом под путями Московской железной дороги этим способом построен двухсекционный тоннель по 4 полосы движения с поперечным сечением 2х(20х8) м. Строительство методом продавливания позволило вести работы без остановки движения поездов.


В последние годы «Мосинжпроект» активно участвует в программе реконструкции вылетных магистралей Москвы, на многих из которых запроектированы тоннельные развязки. Например, уже запущены тоннели на Каширском шоссе, позволившие значительно разгрузить сложный перекресток, сдан в эксплуатацию тоннель на Варшавском шоссе – на пересечении с улицами Подольских Курсантов и Красного Маяка (длина тоннеля 68 м, по три полосы движения в каждом направлении). Ведется проектирование и строительство других объектов. Стоит отметить, что благодаря применению новых технологий сроки ввода в эксплуатацию тоннелей зачастую удается сократить как минимум вдвое.

Сегодня сотрудники мастерской занимаются проектированием тоннелей в рамках разработки проектов хордовых магистралей Москвы и транспортных объектов «новой Москвы».

101990, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
Проезд завода Серп и молот, д.10

тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект