СПРАВКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРОПОЛИТЕНА

Первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились еще в 1875 году. Существовала идея проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Однако от проекта решили отказаться. На рубеже XIX-XX веков население Москвы превысило миллион человек, и вопрос о строительстве городских внеуличных железных дорог для перевозки пассажиров и грузов встал особенно остро.


В 1924 году проектирование метрополитена поручили Управлению московских городских железных дорог (МГЖД). В Управлении создали специальный подотдел метрополитена. С 1925 по 1930 годы там разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий общей протяженностью около 50 км. В рамках работы над этим проектом впервые в Москве проведены серьезные геологические изыскания, предшествующие всякому подземному строительству. В 1931 году принято решение немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метро в Москве как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок.

15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди столичного метрополитена на участке от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 км.

Уже на первой очереди строительства для прокладки тоннеля использовали проходческий щит. Сегодня проходку тоннелей метро производят при помощи тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) – эти агрегаты острыми резцами раскапывают грунт, который по специальному конвейеру подается на вагонетки и после вывозится на поверхность. ТПМК также укладывает тюбинги – обделку тоннеля. В случаях, когда геологические особенности не позволяют использовать проходческий комплекс, разработка грунта выполняется горным способом с проведением буровзрывных работ.

Строительство метро продолжалось на протяжении всего XX века. Московский метрополитен сегодня – это 188 станции на 12 линиях, общей протяженностью 312,9 км. Активное развитие метрополитена продолжается. В рамках программы Правительства Москвы по развитию метрополитена в период до 2020 года в столице предстоит построить свыше 79 станций и 160 км линий метро. Особая роль в этом проекте отведена компании «Мосинжпроект», которая является генеральным проектировщиком на большинстве объектов.

Проектированием объектов метрополитена в последние полтора года в компании занимается мастерская №15. Сейчас в разработке коллектива находится 38 станций и электродепо. Специалистами компании выполняются такие проектные работы, как трассировка новых линий метрополитена, посадка станций и разработка генерального плана, разработка конструктивных схем станций и их планировочные решения, разработка интерьеров платформенных участков и вестибюлей станций, проектирование наземных павильонов.

Для сокращения сроков проектирования и строительства метрополитена (а также в целях экономии бюджетных средств) архитекторами предложены унифицированные схемы подземных вестибюлей и типовые конструктивные решения для применения в разнообразных градостроительных условиях. При этом сохранен принцип, заложенный при строительстве первых линий метро, – особое внимание, как и раньше, уделяется внутреннему оформлению станций: каждая выполняется по уникальным эскизам архитекторов и дизайнеров.

Среди последних работ 15-й мастерской можно выделить, например, разработку архитектурных проектов девяти станций новой Кожуховской линии метро. Эта линия протяженностью 19 км соединит станцию «Авиамоторная» и поселок Некрасовка. В разработке находится проект станции «Технопарк» Замоскворецкой линии, уникальность которого состоит в том, что строительство объекта надо будет вести на действующей линии метро без остановки движения.

В числе наземных сооружений, находящихся в разработке проектировщиков компании, особое место занимает проект электродепо «Руднево». Оно станет самым крупным из существующих аналогов, здесь будут собраны все передовые технологии нашего времени. Оригинален и архитектурный дизайн объекта.

Кроме работы по проектированию объектов метрополитена сотрудники компании разрабатывают сложные пересадочные схемы в транспортно-пересадочных узлах (ТПУ), таких как Рязанский и Кунцево. Транспортно-пересадочные узлы являются частью работы по решению транспортных проблем Москвы. В зоне ТПУ будут интегрированы в единую систему станции метрополитена и железной дороги, городские и пригородные маршруты автобусов, остановки такси, парковки для личного автотранспорта. Кроме того, в подземном пространстве могут быть созданы зоны торговли или развлекательных услуг. Таким образом, общественный транспорт столицы станет более доступным и удобным. Грамотное распределение пассажиропотоков благодаря системе ТПУ, в том числе, поможет разгрузить центральные станции московского метрополитена.

101000, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
125252, Москва, Ходынский б-р, д. 10
тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект