СПРАВКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТОННЕЛЕЙ

Тоннели существовали с древнейших времен, их использовали при добыче полезных ископаемых, сооружении усыпальниц правителей, для водоснабжения. В XIX веке появились первые железнодорожные тоннели: в 1826-1830 годах такой тоннель связал Ливерпуль и Манчестер в Великобритании. В 1862 году первый железнодорожный тоннель протяженностью 1,28 км появился в России в городе Ковно. Автомобильный тоннель впервые построен в 1927 году в США – он связал нью-йоркский Манхэттен с Джерси-сити.

Первый автомобильный тоннель в Москве построили на Кутузовском проспекте под площадью Дорогомиловская Застава в 1959 году. Он стал первым подобным проектом и для института «Мосинжпроект». В дальнейшем благодаря работе мастерской №7 по проектированию мостов, эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных и др. в Москве появилось большинство из 44-х действующих сегодня тоннелей.

Основная масса тоннельных объектов запроектирована сотрудниками института в рамках работы над проектом Третьего транспортного кольца. Многие сооружения стали уникальными для своего времени, проектные решения – смелыми и новаторскими. Так, при строительстве Лефортовского тоннеля в России впервые использовали тоннелепроходческий комплекс большого диаметра – 14,2 м. Тоннель построили в рекордно короткие сроки – всего за год. При проектировании тоннеля удалось сохранить существующую историческую застройку и памятники садово-парковой архитектуры на территории Лефортово. В итоге по протяженности (2,2 тыс. м) и размерам поперечного сечения (14,2 м наружный диаметр и 12,35 м – внутренний) Лефортовский тоннель является самым крупным в России и вторым – в Европе.

Другой гордостью компании является система тоннелей на площади Гагарина. Проектировщикам удалось создать многоуровневую подземную развязку. Причем с какой стороны ни въехать в тоннель – далее можно будет двигаться в любом направлении. В тоннель заключили железнодорожные пути Малого кольца МЖД, над ним устроили автодорожный тоннель для четырехполосного автомобильного движения в каждом направлении. Сложность проекта состояла в том, чтобы не навредить действующей Калужско-Рижской линии метро. Для этого тоннель был сооружен в виде мостового перехода над станцией. Этот участок тоннеля запроектирован на основании из буронабивных свай диаметром 2 м глубиной около 70 м. Конструкции сооружения рассчитаны на возведение на опорах тоннеля зданий различного назначения (кинотеатров, общественных зданий и т.п.). Аналогов Гагаринскому тоннелю до сих пор не существует в Москве. Кроме того, впервые в России при его строительстве применены современные технологии газоочистки воздуха, что позволяет максимально снизить концентрацию вредных автомобильных выбросов.

При проектировании дорожно-транспортных сооружений специалистами мастерской разработаны многие инновационные инженерно-технические решения, которые позволяют сократить сроки строительства. при этом повышая качество возводимых объектов. Так, родившаяся в стенах института идея строительства тоннеля путем продавливания прямоугольных монолитных железобетонных секций с устройством защитного экрана из труб, сооруженного методом микротоннелирования, легла в основу знаменитого ныне метода строительства тоннелей. В 2002 году между Нахимовским проспектом и Коломенским проездом под путями Московской железной дороги этим способом построен двухсекционный тоннель по 4 полосы движения с поперечным сечением 2х(20х8) м. Строительство методом продавливания позволило вести работы без остановки движения поездов.


В 2000-х годах силами мастерской реконструированы крупные развязки на пересечении Беговой улицы с Ленинградским проспектом и улицы Сущевский Вал с улицами Советской Армии и Шереметьевской. В первом случае существующий тоннель расширен с трех до пяти полос в каждом направлении, построены новые подземные пешеходные переходы, во втором – новый транспортный тоннель на Сущевском Валу удалось компактно «встроить» в проезжую часть. Работы велись без остановки движения транспорта, что позволило сократить до минимума неудобства от строительства для пассажиров общественного транспорта и автомобилистов.

В последние годы «Мосинжпроект» активно участвует в программе реконструкции вылетных магистралей Москвы, на многих из которых запроектированы тоннельные развязки. Например, уже запущены тоннели на Каширском шоссе, позволившие значительно разгрузить сложный перекресток: один из тоннелей (протяженностью 500 м) позволяет свернуть с проспекта Андропова на Каширское шоссе в сторону области и на Пролетарский проспект, второй (протяженностью 450 м) – с Пролетарского проспекта на Каширское шоссе в сторону центра и на проспект Андропова. Также действует разворотный тоннель на Каширском шоссе на подъезде к МКАД протяженностью 470 м, что позволяет транспорту, в том числе троллейбусным и автобусным маршрутам совершать беспрепятственный разворот через шоссе. Сдан в эксплуатацию тоннель на Варшавском шоссе – на пересечении с улицами Подольских Курсантов и Красного Маяка (длина тоннеля 68 м, по три полосы движения в каждом направлении). Ведется проектирование и строительство других объектов. Стоит отметить, что благодаря применению новых технологий сроки ввода в эксплуатацию тоннелей зачастую удается сократить как минимум вдвое.

Сейчас сотрудники мастерской занимаются проектированием тоннелей в рамках разработки проектов хордовых магистралей Москвы и транспортных объектов «новой Москвы».

101990, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
Проезд завода Серп и молот, д.10

тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект