СПРАВКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО СИСТЕМ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ И ОСВЕЩЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ

В XV веке первые уличные фонари начали устанавливать в Лондоне. Фонари в России появились на улицах Санкт-Петербурга по указу Петра I – в 1706 году в честь победы над шведами он повелел вывесить фонари на домах вблизи Петропавловской крепости. А в Москву уличное освещение пришло в 1730 году, когда Московский магистрат издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей». Первые фонари работали на конопляном масле и давали очень мало света. Во второй половине XIX века масло заменили керосином, а с 1867 года в Москве начали действовать газовые фонари. После изобретения электричества их начали постепенно заменять на электрические, и к 20-м годам XX века все фонари столицы стали электрическими. В 1922 году всеми световыми объектами Москвы (уличными фонарями, освещением фасадов исторических зданий, витрин магазинов, остановок общественного транспорта и т.д.) стало заведовать «Московское объединение государственных электрических станций».


С 1961 года в институте «Мосинжпроект» действует мастерская №10, которая занимается проектированием электротехнических объектов столицы, и в том числе – наружного освещения. Ее специалисты проектируют обустройство и переустройство сетей уличного освещения улиц, магистралей, проездов, площадей, парков, скверов, бульваров, кладбищ, транспортных тоннелей.

Привычное сегодня нашему глазу световое оформление Москвы сформировалось не сразу. В советские времена архитектурное освещение использовалось в основном для оформления памятников. Так например, специалисты «Мосинжпроекта» участвовали в световом оформлении памятников Г.К. Жукову, 850-летия Москвы в Бабаевском проезде, Даниилу Московскому на площади Серпуховской заставы.

Одной из наиболее крупных работ мастерской считается участие в реконструкции МКАД. На протяжении всех 109 километров дороги были установлены барьерные разделительные блоки, а также – освещение, которое ранее на кольцевой дороге отсутствовало. Это позволило сделать движение по МКАД более безопасным. В институте разработали 21 вариант освещения автодороги, из которых выбрали тот, что и по сей день освещает одну из главных магистралей Москвы.

В процессе работы над проектом освещения МКАД сотрудники мастерской предложили немало оригинальных решений. Например, для освещения развязок на МКАД запроектированы отдельные трансформаторные подстанции. Потребовались определенный опыт и творческий подход к решению проблемы освещения разноуровневых развязок, когда осветительные приборы необходимо располагать на искусственных сооружениях, а кабели при этом прокладывать в земле. В основаниях «клеверных листов» развязок установлены высокомачтовые опоры освещения с мобильной короной и специально разработанными светильниками.

В середине 90-х годов, когда на МКАД проводилась генеральная реконструкция, в работе вновь задействовали проектировщиков мастерской: они занимались проектированием переустройства инженерных сооружений, попавших в зону реконструкции. Специалисты института работали в сотрудничестве с эксплуатирующими организациями и предусматривали перспективные прокладки электросетей, что позволило в будущем решать вопросы инженерного обеспечения инфраструктуры МКАД и прилегающих районов без дополнительного разрытия дороги. Параллельно велась реконструкция сетей с частичной их заменой на более современное оборудование.

Опыт, приобретенный во время работы над проектом освещения МКАД, в дальнейшем пригодился при проектировании Третьего транспортного кольца – еще одного крупного объекта, запроектированного компанией. 70% объектов ТТК проходят вне поверхности земли – через эстакады и тоннели. Это потребовало огромного количества перекладки существующих электросетей и проектирования новых. Кроме того, сотрудники мастерской запроектировали освещение данных объектов.

Параллельно на протяжении всей истории мастерской велось проектирование уличного освещения в жилых районах столицы. Эта работа продолжается и сегодня. Кроме того, сотрудники мастерской задействованы на проектировании объектов уличного освещения на реконструируемых вылетных магистралях Москвы, строящихся станций метрополитена и транспортно-пересадочных узлов.

101000, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
125252, Москва, Ходынский б-р, д. 10
тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект