СПРАВКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ И ЭСТАКАД

В Москве первые постоянные мосты появились в XIV-XV веках. До этого времени для переправы использовали «наплавные» мосты (несколько соединенных между собой плотов). К 1367 году относятся упоминания об одном из первых каменных московских мостов – Троицком. Он проходил над рекой Неглинной и сохранен в качестве части кремлевского ансамбля после того, как реку «спрятали» в подземную трубу. В XVII-XVIII веках сооружены другие исторические мосты – Большой каменный и Кузнецкий. К первой четверти XX века в Москве существовало семь капитальных мостов через Москву-реку.


История столичных эстакад началась в 1960 году с открытием Крымской эстакады, соединяющей Комсомольский проспект и улицу Остоженка. Она построена по проекту инженера И.П. Валуева и архитекторов К.Н. Яковлева и А.И. Суворова. Ее длина составила 318 м, выcота 5 м.

Проектированием мостовых сооружений в Москве с 1948 года занимались сотрудники института «Дормостпроект», позднее вошедшего в состав института «Мосинжпроект». При участии мастерской №7 по проектированию мостов, эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных и др. проводилась реконструкция и укрепление капитальных столичных мостов через Москву-реку, проектировались мостовые пешеходные переходы через Яузу, построены крупнейшие эстакады и путепроводы столицы. Сегодня в городе насчитывается 88 эстакад, 282 путепровода, 216 автодорожных и пешеходных мостов.

Особой гордостью института стало его участие в проектировании важнейшего транспортного объекта столицы – Третьего транспортного кольца. В 1961 году запущено движение по первому сооружению, построенному в рамках ТТК, – Автозаводскому мосту через Москва-реку. Затем открылись Савеловская и Рижская эстакады, другие объекты.

На первом этапе строительства ТТК сооружалась и Русаковская эстакада, считавшаяся на тот момент одной из самых сложных в исполнении сооружений. Дело в том, что в 70-80-е годы XX века эстакады строились из сборных железобетонных конструкций, а здесь необходимо было действовать без помощи промежуточных опор – поскольку эстакада должна была проходить над 11-ю путями железной дороги. В итоге в институте разработали уникальный вариант, запроектировав участок пролетного строения с максимальным пролетом 62,5 м из балок предварительно напрягаемой арматуры на базе модернизированных типовых 33-метровых балок. Кроме того, эстакада сооружена с минимальной строительной высотой, и соотношение высоты строения к длине пролета стало рекордом не только для России – до сих пор это строение не имеет аналогов в Европе.

Новаторским решением стало также перемещение двух московских железнодорожных мостов – Андреевского и Краснокалужского – с одного места на другое с сохранением этих памятников архитектуры и инженерного искусства начала XX века путем перепрофилирования сооружений под пешеходные мосты. В итоге новые-старые мосты – Пушкинский и Киевский (Богдана Хмельницкого), соответственно – превратились в одну из визитных карточек города и, кроме того, стали важным связующим звеном между центральными районами города, соединив Плющиху и Киевский вокзал, Фрунзенскую набережную – с Нескучным садом.

Сегодня в Москве ведется реконструкция столичных вылетных магистралей, на каждой предусмотрено строительство развязок и эстакад – что позволит разгрузить сложные в транспортном отношении перекрестки. И этими проектами занимаются сотрудники компании «Мосинжпроект». Так например, уже открылись разворотная эстакада на Варшавском шоссе на подъезде к МКАД, где разворот осуществляет в том числе общественный транспорт, ранее осложнявший движение общего потока, а также эстакады на Рублевском шоссе (через Осенний бульвар, улицы Маршала Тимошенко и Академика Павлова, длиной 620 м) и Ярославском шоссе (длиной 331 м, шириной 30 м). В августе 2013 года начала действовать эстакада на Мичуринском проспекте на пересечении с улицей Лобачевского (протяженностью 235 м), теперь на этом участке организовано бессветофорное движение, благодаря чему разгрузится сложный в транспортном отношении перекресток.

До конца года будет запущено еще несколько эстакад. Кроме того, в компании ведется проектирование новых и реконструкция действующих развязок на МКАД. Стоит отметить, что благодаря применению новых технологий сроки ввода в эксплуатацию многих объектов удается сократить в разы.

Сейчас сотрудники мастерской №7 занимаются проектированием эстакадных объектов на хордовых магистралях и на дорогах «новой Москвы».

101000, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
125252, Москва, Ходынский б-р, д. 10
тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект