СПРАВКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Инициатором постановки вопроса о канализации Москвы стал русский инженер-гидротехник М.А. Попов, который 3 мая 1874 года представил в Московскую городскую думу «Проектные предназначения канализации города Москвы». На свои личные сбережения Попов проводил работу по сбору данных о топографических и почвенных условиях города. Исходя из предлагаемой перспективы роста численности населения, он составил расчеты необходимой мощности всех сооружений и разработал в двух вариантах проект устройства городской канализационной сети.


Устройство канализации планировалось на территории города в границах Камер-Коллежского вала с населением 600 тыс. человек, однако расчетная численность населения была принята в 1,5 млн человек. К канализационной сети протяженностью 230 верст планировалось присоединить 20 тыс. владений. Стоимость всех работ исчислялась Поповым в размере 15 млн рублей. Группе городских инженеров поручили подготовить «Общие соображения о канализации центральной части города Москвы». В марте 1890 года проект канализирования всей территории столицы представили на рассмотрение, и 28 февраля 1892 года его утвердили. В соответствии с документом предлагалось устройство раздельной системы канализирования города.

Работы по прокладке канализации первой очереди начались в 1893 году, и 30 июля 1898 года она вступила в строй. Длина городской канализационной сети составляла 262,1 км, а поступление сточных вод – 5,4 тыс. кубометров в сутки.

В марте 1953 года в составе института «Мосподземпроект» появилась мастерская №5 по проектированию канализационных каналов, коллекторов и сетей. В 1958 году «Мосподземпроект» преобразован в «Мосинжпроект». В составе новой организации сотрудники мастерской продолжили работу.

На этот момент протяженность канализационных коллекторов и сетей составляла 1423 км, а приток сточных вод – 1755 тыс. кубометров в сутки.

Одной из первых важнейших работ мастерской стал уникальный проект Северной системы канализации, первая очередь которой введена в эксплуатацию в 1963-1964 годах. Основными каналами этой системы являются: Северный канал сечением 2,7х2,5 м и подводящий канал к Черкизовской насосной станции диаметром 3,5 м, который строился механизированным щитовым комплексом фирмы «Бисак» диаметром 4,3 м.

В 1960-1964 годах начато проектирование крупнейшей Южной системы канализации Москвы. Основным каналом этой системы является Обручевский канал глубокого заложения (до 40 м) диаметром 4,1-4,5 м, длиной 6,2 км, с пропускной способностью 2 млн кубометров в сутки.

Совместная работа мастерской, строительных и эксплуатационных организаций позволила за три года построить мощную Западную систему канализации (1964 год). В ее составе специалистами мастерской запроектированы крупные канализационные каналы и коллекторы: подводящий канал к Филевской насосной станции – из железобетонных труб диаметром 3,5 м, Ново-Лихоборский коллектор диаметром 1,8 м.

В связи с вводом в эксплуатацию Западной, Лихоборской и Северной систем канализации Правительство СССР в 1976 году наградило сотрудников мастерской премией Совета Министров СССР.

В последующие годы мастерская выполняла работы по усилению уже существующих систем канализации Москвы. В это время запроектированы и построены три подводящих канализационных канала к Люберецкой станции аэрации. Их пропускная способность каналов составляет 4 млн кубометров в сутки.

Сейчас специалисты мастерской активно ведут проектирование канализационных коллекторов и сетей с использованием микротоннелепроходческих комплексов диаметром 1200-2500 мм.

На 2008 год протяженность канализационной сети и коллекторов в Москве составляла 7 тыс. км, а приток сточных вод на очистные сооружения – 4,8 млн кубометров в сутки. Специалистами мастерской разработаны конструкции железобетонных труб диаметром 1200–2500 мм с внутренней полиэтиленовой оболочкой для защиты от газовой коррозии. Эти трубы применяются для прокладки коллекторов методом микротоннелирования. В 2009–2010 годах разработан альбом конструкций трубопроводов из стеклопластиковых труб диаметром 400–1200 мм для микротоннелирования. В мастерской также разработаны конструкции сборных железобетонных блоков повышенной водонепроницаемости для механизированных тоннелепроходческих комплексов диаметром 3,15-4,3 м.

В 2005 году за проектирование и сооружение тоннелей с применением новых отечественных механизированных тоннелепроходческих комплексов с обделкой из монолитно-прессованного бетона мастерская награждена дипломом Тоннельной ассоциации России. В 2009 году в мастерской разработана экспериментальная конструкция железобетонных блоков с полимерной изоляцией для тоннелей диаметром 3,15 м, что позволяет исключить внутреннюю железобетонную «рубашку» для канализации. За эту работу мастерская награждена почетным призом Тоннельной ассоциации России «Лидер тоннелестроения России 2009 года».

101000, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
125252, Москва, Ходынский б-р, д. 10
тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект