СПРАВКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО КОЛЛЕКТОРОВ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Строительство коллекторов в Москве началось с 1937 года. Первый коллектор сдан в эксплуатацию в 1940 году по Бумажному проезду. После Великой Отечественной войны строительство коллекторов возобновилось, и к 1950 году в Москве ввели в эксплуатацию 9 км коллекторов, в том числе по Тверской улице, Бережковской набережной, шоссе Энтузиастов.

С созданием института «Мосинжпроект» сформирована группа по канализационным и коммуникационным коллекторам в составе мастерской №5. А в 1977 году она выделена в отдельную мастерскую №12. С 1951 по 1960 годы, в период бурного роста жилищного строительства, по проектам мастерской введено в эксплуатацию 45 км коллекторов, в том числе по Дорогомиловской улице, Ленинскому и Кутузовскому проспектам, Фрунзенской набережной и в Лужниках.


При реконструкции центральной части города на рубеже 1970-х годов построены коллекторы по Садовому и Бульварному кольцу, на территории Кремля, на Неглинной улице, в Александровском саду, а также система коллекторов вокруг гостиницы «Россия», что добавило к существующей сети коллекторов еще 150 км.

С 1971 по 1985 годы введено в эксплуатацию 160 км коллекторов, построенных по проектам мастерской в Зеленограде, Олимпийской деревне, на Рублевском, Минском и Волоколамском шоссе, на проспекте Вернадского, Мичуринском и Ленинградском проспектах и др.

С 1985 по 1997 годы около 10 км коллекторов запроектировано и построено в центральной части города на Манежной площади, Кремлевском проезде, в подвалах ГУМ и Гостиного двора, на улице Ильинка, а также при реконструкции Большого театра на улице Петровка и вдоль самого здания театра.

После возобновления строительства Третьего транспортного кольца в 1994 году в мастерской запроектировали коллекторы на его отдельных участках – на Автозаводском мосту и улице, на пересечении улицы Вавилова с Ленинским проспектом, в зоне строительства Лефортовского тоннеля, на шоссе Энтузиастов, Проломной заставе, Танковом проезде и др.

В это же время начиналось строительство ММДЦ «Москва-Сити». Для создания инженерного обеспечения всего района застройки запроектирована разветвленная сеть коллекторов, в которых проложены теплопроводы, водопроводы промышленные и городские кабели. Одним из уникальных объектов стал магистральный коллектор от ТЭС на 2-й Магистральной улице до территории «Москва-Сити». Для сокращения сроков его построили тоннелепроходческим комплексом Д=6 м. Глубина заложения тоннеля – 16 м. Сечение коллектора разделено на четыре отсека. В одном отсеке прокладываются трубы теплосети 4Д=600 мм, в другом кабели 110 кВ и в двух других – кабели 20 и 10 кВ. Общая протяженность коллекторов на территории делового центра составляет более 5 км.

В начале 2000 годов, когда в Москве разразился энергетический кризис, по соглашению между РАО «ЕЭС» и Правительством Москвы принят Закон №33 «О программе комплексного развития систем электроснабжения г. Москвы на период 2006-2010 гг.». В 2004 году мастерская приступила к выполнению программы Правительства Москвы по энергообеспечению новых жилых районов. Запроектированы кабельные коллекторы от подстанций «Нарвская», «Коньково», «Сумская», «Стромынка», «Академическая» и другие. Также запроектированы коллекторы от новых и реконструируемых подстанций: «Сокольники», «Угреша», «Герцево», «Матвеевская», «СИТИ-2» и др.

Знаковым объектом стал кабельный коллектор от подстанции «Угреша». В частности, на участке длиной 2,8 км проектом предусмотрено применение тоннелепроходческого комплекса Д=3,15 м с возведением сборной обделки тоннеля из железобетонных блоков высокой точности изготовления с эластичными прокладками, которая позволила обеспечить водонепроницаемость конструкции тоннеля без дополнительного устройства гидроизоляции и внутренней железобетонной «рубашки». На трассе коллектора предусмотрено 17 круглых камер Д=7,5 м глубиной 12-15 м. При этом на объекте выполнены специальные решения по креплению металлоконструкций для прокладки кабелей непосредственно к железобетонным блокам высокой точности изготовления, что позволило существенно упростить конструктивные решения, снизить материалоемкость и трудоемкость строительства, уменьшить сроки и стоимость строительства.

Мастерская также работала над коллекторами от подстанций «Ново-Гоголево», «МГУ», «Красносельская», «Мневники», «Мещанская», «Золотаревская» и др. Кроме кабельных коллекторов мастерская выполнила проекты коллекторов для комплекса зданий Московского государственного университета. В коллекторе проложена теплосеть 2Д=600 мм, городской водопровод Д=300 мм и кабели различного назначения. Конструкция коллектора запроектирована из сборных железобетонных объемных секций заводского изготовления РК 25х25, РКР 30, и небольших монолитных участков. Общая длина трассы составляет 1,5 км.

Сегодня мастерская разрабатывает проекты по освоению площадок для строительства новых линий метрополитена, ведет работы по проектированию Кожуховской линии, участка Третьего пересадочного контура между станциями «Каховская» – «Проспект Вернадского», продлению Замоскворецкой линии на участке «Речной вокзал» – «Улица Дыбенко». Мастерская принимала участие в разработке проектов по реконструкции вылетных магистралей. Выполнены проекты и находятся в стадии строительства: реконструкция шоссе Энтузиастов и Щелковского шоссе, реконструкции участка МКАД от Варшавского до Каширского шоссе с развязкой на Липецкой улице. Заканчивается работа над проектом реконструкции Волоколамского шоссе. Самый важный проект, над которым работала мастерская в последний год, – «Объекты внешней инженерной инфраструктуры инновационного центра "Сколково"».

Всего мастерской №12 запроектировано более 400 км коллекторов. 

101000, Москва, Сверчков переулок, д.4/1
125252, Москва, Ходынский б-р, д. 10
тел.: (495)225-19-40, (495)225-19-46
факс: (495)663-20-14

Мосинжпроект