Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллин представил на Московском урбанистическом форуме актуальную пространственную стратегию развития Москвы. Стратегия подразумевает, что драйверами развития столицы должны стать полицентричность, повышение мобильности населения и стабилизация застройки в срединной части города с параллельным развитием депрессивных районов.
Марат Хуснуллин в своем докладе отнес к текущим градостроительным проблемам Москвы несбалансированную застройку, перекос в балансе размещения мест проживания и мест приложения труда, недостаток транспортной инфраструктуры. В связи с этим в градостроительном развитии власти делают акцент на полицентризм (создание новых центров притяжения на периферии города), решение транспортных проблем, стабилизацию застройки срединной части города и развитие существующих депрессивных территорий (прежде всего — промзон).
«В рамках стабилизации застройки срединной части города и развития существующих депрессивных территорий акцент сделан на реновации промзон — общая площадь промышленных зон в границах Москвы около 18 тыс. га, проекты потенциалом 4 млн м2 уже начали реализовываться. Исходя из сбалансированного подхода к развитию территорий 7,8 тыс. гектар промышленных территорий планируется реорганизовать с сохранением функции. Ряд крупных территорий уже проработаны, например, территория ЗИЛа, потенциал застройки которого 4,8 млн м2 недвижимости», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
Вместе с тем глава Стройкомплекса отметил, что Москва, являясь одним из стратегических центров развития страны, входит в число шести глобальных городов Европы, и в «двадцатку» мировых глобальных городов. Население столицы сегодня оценивается в 12 млн человек, число рабочих мест — 6 млн. Ежедневно в Москве совершается около 10 млн пассажирских перевозок. По словам, Москва является крупнейшим транспортным узлом страны и при этом имеет большой потенциал развития.
«В рамках повышения мобильности населения приоритет отдан развитию транспортной инфраструктуры – на это направлено 70% бюджета, заложенного в адресной инвестпрограмме. Основной акцент сделан на строительстве метро, поскольку это основной вид общественного транспорта, которым пользуются москвичи. Ключевыми шагами на этом направлении являются формирование Третьего пересадочного контура, призванного изменить пассажиропотоки, сняв перегрузку с центральных участков всех радиальных линий и обеспечив возможность прибытия к месту назначения минуя центр, интеграция в единую систему нескольких видов общественного транспорта через транспортно-пересадочные узлы, наращивание объемов и темпов строительства», — заявил Марат Хуснуллин.
СПРАВОЧНО
Сегодня через Москву проходит 62% всех пассажирских перевозок железных дорог России, 35% всех грузовых перевозок, 87% всех авиаперевозок, почти треть всего автомобильного парка страны, а доля транзита экспортно-импортных грузопотоках через Москву составляет 60%.
Благодаря реализуемым принципам градостроительного развития столицы – в последние несколько лет обеспечен положительный тренд по строительству и вводу объектов: в транспортном строительстве прирост дорог и метро в 4 раза, в недвижимости превышен уровень 2008 года: в этом году планируется ввести не менее 8,7 млн.кв.м недвижимости, в т.ч. 3,15 млн м2 – жилья; за 11 мес. введено 7,29 млн м2, в т.ч. 2,77 млн м2 жилья).
За последние 4 года мы приняли градостроительные решения, которые позволяют строить новые объекты совокупной площадью свыше 130 млн м2, разработаны более 200 проектов планировки территории (потенциал строительства более 30 млн м2), 95 проектов планировки по линейным объектам (совокупной протяженностью 446 км) и 22 проекта планировки по внеуличному общественному транспорту (метрополитен и трамвай), разработаны порядка 7 тысяч ГПЗУ на строительство объектов общей площадью свыше 60 млн м2.
На сегодняшний день в городе – 6668 объектов, по которым выданы разрешения на строительство с общим потенциалом застройки в 40,4 млн м2 (в т.ч. на новой территории – 4694 объекта с потенциалом в 29,389 млн м2).