Специалисты ОАО «Мосинжпроект» разрабатывают и внедряют новые технологические решения, формируют научную и нормативно-правовую базу, на которой в ближайшей перспективе будет строиться работа всей отечественной отрасли тоннелестроения, рассказал в среду, 21 мая, в интервью газете «Вечерняя Москва» Валерий Меркин – доктор технических наук, профессор, директор научно-инженерного центра освоения подземного пространства «Мосинжпроекта». «Сегодня по объему метростроения и темпам ввода объектов Москва лидирует в мире, – отметил Меркин. – Нашими строителями освоены прогрессивные технологии сооружения тоннелей без помех для эксплуатации магистралей с использованием защитных экранов из труб и грунтоцементных свай, метода продавливания».
В частности, рассматривается возможность применения «модифицированного» способа строительства станций метро по методу «стена в грунте». Если ранее «стена в грунте» выполняла роль ограждения, внутри которого идет строительство станции, то теперь предлагается использовать «стену в грунте» в качестве несущей конструкции. «Специалисты НИЦ ОПП уже провели необходимые расчеты, на основе которых подобрали определенный состав бетона, рассчитанный на весь период эксплуатации метрополитена (не менее 150 лет), предложили более эффективный способ устройства гидроизоляции, – сообщил Меркин. – Благодаря этому решению можно не только уменьшить площадь застройки, но и не менее чем на 20 процентов сократить расход материалов, и почти на полгода – время возведения станции».
Кроме того, успешно освоена технология крепления выработки фибронабрызг-бетоном. При таком способе бетонная смесь с добавлением в нее коротких волокон из стальных или синтетических нитей (фибры) при помощи специального оборудования под давлением сжатого воздуха набрызгивается на свод, стены и потолок тоннеля в несколько слоев. «После твердения обделка из фибронабрызг-бетона не уступает по прочности на сжатие обычному бетону, а на растяжение превосходит. Используя эту технологию, мы сможем сократить на 8-10 процентов объем выработки грунта, на 25 процентов — расход материала и на 10 процентов – время производства работ», – объяснил эксперт. Технология опробована при строительстве Люблинско-Дмитровской линии московского метрополитена, и, помимо экономии на материалах, скорость проходки была увеличена почти в два раза. «Эффективность метода подтверждена компетентной комиссией, и теперь эту технологию планируется применять и на других участках», – сообщил Меркин.
Еще одна инициатива «Мосинжпроекта» рассчитана на более рациональное использование территории, попадающей в зону строительства станций метро. «Дно котлована располагается на глубине 20–25 метров от поверхности земли, а высота станции составляет порядка 10 метров. После того как возвели перекрытия станции, вся остальная «отвоеванная» территория, как правило, просто засыпается. Это совершенно нерационально. Эти объекты можно расположить в надстанционном пространстве», – отметил руководитель НИЦ ОПП. Примером подобного освоения пространства можно назвать строящуюся станцию «Румянцево» Сокольнический линии – она станет первой в Москве двухъярусной станцией: на первом этаже расположится платформа, а на втором – технические и служебные помещения.