Научно-инженерный центр освоения подземного пространства ОАО «Мосинжпроект» (НИЦ ОПП) готовит ряд технических и проектных решений, используемых при строительстве подземных сооружений, в первую очередь – метрополитена, которые позволят улучшить технологии возведения станций и перегонных тоннелей, рассказал во вторник, 24 июня, в интервью РИА Новости заместитель начальника Центра, доктор технических наук Игорь Харченко. По его словам, используя опыт отечественного метростроения и модернизируя наработки зарубежных коллег, специалисты НИЦ ОПП добились таких результатов, которые «во многих случаях обеспечат замещение импортных товаров, превосходя их по качеству и технологичности».
«Например, нами разработана и освоена технология производства и применения микроцементов, предназначенных для уплотнения и упрочнения водонасыщенных грунтов, гидроизоляции подземных сооружений, ремонта и восстановления качества каменных и железобетонных конструкций», – рассказал Харченко.
В «Мосинжпроекте» изучили и развили немецкий метод компенсационного нагнетания, позволяющий защитить строящиеся здания от деформаций при проходке тоннелей метро. «Суть его заключается в том, что в основании здания формируется специальный грунтовой массив, в объёме которого формируется избыточное давление с заданными параметрами, получается некое подобие гидравлического домкрата, – пояснил специалист. – Обычно, когда вблизи здания или сооружения проходит тоннелепроходческий комплекс, он, естественно, вызывает какие-то деформации объекта. В таких случаях метод компенсационного нагнетания помогает обеспечивать его стабильное состояние». По словам Харченко, успешный опыт применения данной технологии в будущем позволит включить ее в нормативную базу ОАО «Мосинжпроект» в виде стандарта организации.
Отечественными строителями освоен метод под названием «белая ванна», часто применяемый в Германии, Франции и Австрии. «При строительстве подземных сооружений возводится ограждающая конструкция, которая одновременно может быть и конструктивным элементом, и выполнять декоративные функции, – рассказал Харченко. – Далее в тело опалубки заливаются самоуплотняющиеся бетонные смеси, что позволяет избежать вибрации при строительных работах. При этом сама опалубка имеет рифленую декоративную поверхность, и когда она снимается, то бетонная конструкция может воспроизводить, например, структуру древесины или рваного камня».
Еще один пример – технология Super Jet, которая позволяет возводить противофильтрационные завесы при строительстве подземных сооружений в сложных инженерно-геологических условиях. «Технология защищена патентом и не имеет аналогов в мировой практике геотехнического строительства», – отметил замруководителя НИЦ ОПП. Подробнее о возможностях использования технологии Super Jet-Grouting при строительстве Таганско-Краснопресненской линии метрополитена можно прочитать в журнале «Инженерные сооружения» (№2(4), май 2014 г.) в материале «Устройство притоннельных сооружений при строительстве объектов метрополитена» (с. 80).