В четверг, 12 октября, в лектории парка «Зарядье» состоялся очередной «Метрофест», темой которого стало строительство Третьего пересадочного контура московского метрополитена (ТПК). Мероприятие проводится при поддержке столичного Стройкомплекса и АО «Мосинжпроект» – управляющей компании по строительству новых линий и станций столичной подземки.
Значимость выбранной темы «Метрофеста» отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин. «Прямо сейчас реализуется самый грандиозный проект за всю историю московского метростроения. ТПК станет самой длинной линией метро в мире. Благодаря новому большому кольцу столичной подземки пассажиры смогут экономить до получаса в пути», – сказал Газизуллин.
Погрузив присутствующих в историю создания московского метро от момента принятия решения о его строительстве в столице и до наших дней, «Метрофест» открыл популярный блогер, историк московского метро Александр Попов.
Он объяснил, что ТПК называется Третьим пересадочным контуром, потому что первым контуром градостроители считают все станции внутри существующей Кольцевой линии. Сама Кольцевая, соответственно, является вторым контуром, а новое строящееся кольцо – третьим.
О том, как реализуется проект ТПК, с какими трудностями приходится сталкиваться проектировщикам и строителям и какие технологические решения применять, рассказал начальник управления по технологии и экспертизе проектов АО «Мосинжпроект» Вадим Ломов. По его словам, ТПК – линия уникальная во всех отношениях.
С точки зрения удобства новое кольцо метро повысит мобильность передвижения для пассажиров не только за счет появления новых удобных пересадок в существующей подземке, но и благодаря тому, что станции на ТПК в основном мелкого заложения. Это позволит пассажирам сэкономить до 5% времени при посадке-высадке, отметил Ломов.
С точки зрения проектирования ТПК потребовала нестандартного подхода. Во-первых, как пояснил Ломов, по кольцевой линии, в отличие от радиальных веток метро, поезда движутся всегда в одном направлении, вследствие чего колесная пара составов изнашивается неравномерно. Чтобы этого не происходило, специалистам пришлось запроектировать развороты для поездов. «На данный момент таких разворотов на ТПК предусмотрено два, они будут осуществляться в депо, также предусмотрены технические пункты осмотра поездов, учитывающие особенности движения по кольцу», – уточнил Вадим Ломов. Он подчеркнул, что эти меры позволят сохранить интервал движения поездов 1,5 минуты, что крайне важно с учетом развития Москвы и естественного роста нагрузки на Третий пересадочный контур.
Во-вторых, ТПК строится в условиях плотной городской застройки. «Стесненные условия не позволяют по обычной схеме доставить механизмы, части ТПМК, или тоннелепроходческого механизированного комплекса, заложить бетонную отделку. Каждая строительная площадка проектируется и строится уникально», – пояснил начальник управления по технологии и экспертизе проектов компании «Мосинжпроект».
Он подчеркнул, что больше всего внимания уделяется безопасности строительства ТПК, в особенности при проходке тоннелей метро под железными дорогами и существующими линиями.
«На конструкцию тоннеля развешиваются специальные датчики, и несколько раз в час прибор сверяет с них данные, на какой высоте они находятся относительно того, как были повешены изначально. При проходке мы понимаем до десятых долей миллиметра, насколько просаживается тоннель в реальном времени и, соответственно, необходимо ли его укреплять. Безопасность на первом месте», – рассказал Ломов.
Об особенностях строительства перегонных тоннелей современными тоннелепроходческими комплексами на северо-восточном участке Третьего пересадочного контура рассказал начальник участка компании «Тоннель-2001» Московского метростроя Евгений Бибиков.
По его словам, данный участок строительства ТПК является очень сложным. «Мы идем по старому руслу реки Синичка, грунты все обводненные, также по трассе ТПМК проходка ведется под путями Казанского направления железной дороги», – уточнил он.
Метротоннель возводится при помощи ТПМК с грунтопригрузом. Особенность работы с таким щитом, по словам начальника участка, заключается в том, что специальная компрессионная станция держит забой от просадки, а грунт транспортируется при помощи бентонитовой суспензии.
slider2
О крупнейшем в Москве транспортно-пересадочном узле (ТПУ) «Рязанская», который соединит станции метро «Нижегородская улица» (Кожуховской линии и Третьего пересадочного контура), платформы «Карачарово» Горьковской железной дороги и «Нижегородская» Московского центрального кольца, а также остановки общественного транспорта, рассказали директор ТПУ-1 Дирекции по развитию транспортно-пересадочных узлов ООО «Мосинжинвест» Антон Татарчук и руководитель программы Олег Иванов («Мосинжинвест» является дочерней компанией АО «Мосинжпроект» – одного из операторов столичной программы развития сети ТПУ).
По словам Татарчука, транспортный пересадочный узел «Рязанская» – один из самых сложных в Москве, его пассажиропоток будет сопоставим с пассажиропотоком площади трех вокзалов.
Олег Иванов уточнил, что работы по переносу платформы «Карачарово», которую для удобства пассажиров максимально приблизят к пересадочному терминалу, уже ведутся. Также он рассказал, что кроме транспортного пересадочного терминала, в рамках ТПУ будет построена офисная башня с апартаментами, многофункциональный центр, наземный и подземный паркинги. Территория вокруг ТПУ будет благоустроена.
«Когда проектировался этот ТПУ, мы изучали международный опыт, ездили в другие страны, в первую очередь азиатские, потому что там метро работает с большой частотой, как в Москве, это очень важно. Напомню, временной интервал между поездами, которые приходят на станцию, у нас один из самых рекордных в мире», – подчеркнул Иванов.
В заключение «Метрофеста» выступил руководитель архитектурного бюро АБТБ Тимур Башкаев. Он рассказал историю участия его бюро в конкурсах на дизайн станций метро. Значение конкурсов на дизайн станций метро для сохранения статуса самого красивого метро в мире очень большое, считает Башкаев.
Напомним, «Метрофест» является открытой дискуссионной площадкой, где о московском метрополитене говорят непосредственно те, кто его проектирует и строит.
Фото: пресс-служба АО «Мосинжпроект»