В декабре 2020 года одобрен проект планировки территории участка Бирюлевской линии от станции МЦК «ЗИЛ» в район Бирюлево Западное. В настоящее время дорабатывается вопрос увязки новой ветки с действующими станциями метро. Строительство планируется начать в 2021 году.
- Холдинг «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций московского метро
Названия всех строящихся и проектируемых объектов – проектные и могут быть изменены.

Длина линии составит более 20 км.
На ней запланировано 10 станций: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнино», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье» и «Бирюлево». В перспективе линия выйдет на территорию Новой Москвы.
На Бирюлевской линии предполагается несколько пересадочных станций:
- со станции «ЗИЛ» – на станцию «ЗИЛ» Московского центрального кольца
- со станции «Остров мечты» – на станцию «Технопарк» Замоскворецкой линии метро
- со станции «Кленовый бульвар» – на станцию «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии метро (строится)
- со станции «Бирюлево» – на платформу Бирюлево-Пассажирская Павелецкого направления МЖД (перспективный маршрут МЦД-5)
За станцией «Бирюлево» появится новое электродепо, предназначенное для обслуживания составов новой линии. Оно разместится на площади 18,3 га. Для оборота, отстоя и обслуживания поездов также планируется размещение тупиков за станциями «Батюнино», «Кавказский бульвар», «Липецкая» и «Бирюлево». На участке между «Батюнино» и «Москворечье» предусматривается строительство метромоста через Москву-реку.
Ввод Бирюлевской линии в эксплуатацию улучшит транспортное обслуживание жителей районов Даниловский, Нагатинский Затон, Печатники, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное. Время в пути при передвижении по городу для них сократится на 20-30 минут. На некоторых территориях благодаря запуску новой ветки появятся первые станции метро (районы Бирюлево Восточное и Западное, микрорайон Курьяново в Печатниках).
Новая линия разгрузит южные участки действующих Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой веток метро и снизит нагрузку на автомобильные магистрали в южном секторе города, тем самым оказав положительное влияние на экологическую обстановку.
Архитектурное решение станции «Кленовый бульвар»:
Для станции «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии уже определена концепция дизайна. В ходе международного конкурса, проведенного по инициативе холдинга «Мосинжпроект» при поддержке Правительства Москвы и при участии главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, победителем выбран проект консорциума под лидерством британского бюро Zaha Hadid Architects.




Элегантность, легкость, чистые линии, прозрачность и свет в дизайне станции будут оказывать благоприятное эмоциональное воздействие на пассажиров, что позволит снизить уровень стресса от большого города. Одним из составляющих элементов проекта является освещение: динамическая система световых температур позволяет информировать пассажиров о прибытии поезда. Высокое светлое пространство и обтекаемые колонны, спроектированные в виде «стрелок», которые переходят в световые линии и являются проекцией движения в пространстве, обеспечивают необходимый уровень освещенности и визуальное обозначение краев платформы.
Предполагается, что в будущем Бирюлевская ветка может быть продлена до платформы Битца МЦД-2, в Щербинку и далее в Новую Москву. Также предусматривается возможность продления линии от станции «ЗИЛ» в центр Москвы.
Инфографика: пресс-служба Стройкомплекса Москвы
На фото: проектное решение станции «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии (визуализация предоставлена победителем конкурса)