Москвичам прочли публичные лекции о метро

О развитии московского метрополитена, строительстве метро, архитектуре станций подземки и многом другом жителям Москвы рассказали эксперты в рамках публичных лекций в среду, 26 августа, на площадке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Соорганизатором мероприятия выступило АО «Мосинжпроект» – управляющая компания по строительству столичного метро. Лекции прочли архитекторы и проектировщики «Мосинжпроекта», «Мосметростроя», представители Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) и испанской метростроительной компании «Бустрен». Вел мероприятие известный блогер, фотограф и историк метро Александр «Russos» Попов.

В настоящее время в Москве реализуется одна из крупнейших в мире программ метростроения, напомнили собравшимся. Так, до 2020 года планируется построить более 160 км тоннелей и 78 станций метро (14 уже открыты). Самым масштабным проектом этой программы является строительство Третьего пересадочного контура (ТПК), или Второго кольца столичной подземки. Новая кольцевая позволит пассажирам осуществлять пересадку в метро на подъезде к центральным станциям. Это разгрузит действующую Кольцевую линию и станции внутри нее.

Подробнее о проекте рассказали представители АО «Мосинжпроект» Александр Бондарцев и Олег Протопович. Первый участок Второго кольца находится в активной стадии строительства, идет проходка тоннелей и строительство станций «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха», «Деловой центр». Планируется в 2016 году завершить строительство первых пяти станций от «Петровского парка» до «Делового центра», а станции «Нижняя Масловка» – в 2017-м. Примерно в одно время с вводом Кожуховской линии метро, которая пройдет из «Некрасовки» до станции «Нижегородская улица», планируется запустить новое кольцо на востоке, чтобы пассажиры могли проехать до станций «Авиамоторная» и «Электрозаводская». «Не исключено, что поначалу поезда будут ездить от «Некрасовки» до «Электрозаводской», такая линия получится, – отметили проектировщики, – а в будущем, когда ТПК построят целиком, движение пустят по кольцу, а «Нижегородская» станет конечной на Кожуховской линии».

Подробнее о том, как именно строится метро, аудитории поведал представитель компании «Мосметрострой» Анатолий Ададуров. Он рассказал о строительстве метро закрытым способом: «Плотная городская застройка в Москве не всегда позволяет метростроителям разрывать котлован для строительства станций, поэтому работы производятся под землей, и зачастую москвичи даже не подозревают, что у них под ногами идет грандиозная стройка», – отметил он. Эксперт также разъяснил собравшимся принцип работы тоннелепроходческих комплексов, или щитов. Мощный ротор «на носу» этого агрегата «прогрызает» породу, после чего грунт подается на поверхность, при этом проходческий комплекс сразу укладывает тюбинги – сборные конструкции, из которых состоит тоннель.

О возможностях «мадридского» метода метростроения в своем выступлении сообщила Анастасия Мингалеева, исполнительный директор российского филиала компании «Бустрен». (В свое время компания возвела около 200 км и более 150 станций в Мадриде. Сегодня испанские проектировщики работают над несколькими участками строительства московского метро.) Суть метода состоит в том, что сначала открытым способом (то есть разрывая котлован «сверху») возводится одна часть станции, после чего стены накрывают «крышей», восстанавливая ландшафт на поверхности, затем приступают к другой части станции. «Это особенно актуально для крупного мегаполиса, когда для строительства необходимо перекрывать движение на магистралях. «Мадридский» метод позволяет минимизировать неудобства для жителей», – отметила Мингалеева. Испанские коллеги строят, как правило, двухпутные тоннели и береговые станции (когда поезда проходят в середине, а платформы располагаются по краям), что позволят добиться определенной экономии средств и времени на строительстве метро, поскольку для проходки тоннелей используется один, а не два щита, который, к тому же, не нужно разбирать на подходе к станции – испанские технологии позволяют щиту проходить ее насквозь.

Несмотря на то что береговые станции – новшество для московского метро (не считая нескольких станций), архитекторы обещают применить самые современные подходы к оформлению станций. Подробнее об архитектуре метро в Москве и мире слушателям публичных лекций рассказал главный архитектор мастерской № 15 АО «Мосинжпроект» Александр Вигдоров. «Одно из главных достижений, которые привнесло в мировой опыт московское метро, – это оформление станций подземки», – отметил он. Архитектор напомнил, что станции московского метрополитена были и остаются одними из самых красивых в мире. Особое внимание уделяют архитектуре метро и сегодня. Специалисты стараются отразить в дизайне станции местность, в которой она расположена, историю района или название, а кроме того, придать некое единство станциям одной линии или одного участка. Так например, в архитектуре станции «Стахановская улица» Кожуховской линии – индустриальная направленность района, а станция «Окская» на той же ветке будет отражать «водную» тематику.

slider2

В поиске новых идей и интересных тенденций для оформления станций метро столичные власти провели архитектурный конкурс, в котором приняли участие российские и зарубежные специалисты, напомнила участникам мероприятия Мария Ноговицина, архитектор-аналитик КБ «Стрелка», выступившего одним из организаторов конкурса. Таким образом в прошлом году было выбрано оформление станций «Солнцево» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии московского метро.

Привлекательную архитектуру специалисты создают не только для метро, но и для станций Малого кольца Московской железной дороги, в свою очередь отметил главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев. В следующем году на МКЖД планируется открыть пассажирское движение – таким образом в Москве будет действовать кольцо метро и кольцо железной дороги, и последнее станет альтернативным видом общественного транспорта для москвичей. МКЖД пересечется с радиальными направлениями железной дороги, также для пассажиров организуют пересадки на метрополитен. Чтобы пересаживаться с минимальной тратой времени и при этом с комфортом, на МКЖД построят транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). «Одним из крупных ТПУ станет ТПУ «Рязанская», – рассказал Башкаев. – Он объединит платформы «Рязанская» МКЖД и «Карачарово» радиального направления, а также станцию метро «Нижегородская улица» Кожуховской линии и Второго кольца метро. К ТПУ подведут маршруты наземного общественного транспорта, а территорию вокруг облагородят».