Прошлое и будущее столичного метро обсудили на Метрофесте

В среду, 27 апреля, в Желтом зале музея «Бункер-42» состоялся очередной Метрофест, посвященный истории и перспективам московского метрополитена.

Метрофест – мини-лекции строителей, архитекторов, инженеров и урбанистов о развитии рельсового транспорта столицы. Организатором мероприятия выступает АО «Мосинжпроект» (управляющая компания по строительству метро) при поддержке Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.

Открыла мероприятие совместная лекция блогера, фотографа метро Александра Попова и блогера, историка метро Андрея Сурикова, которые рассказали об истории строительства первых станций московского метрополитена. Первые проекты строительства подземки появились в российской столице еще в конце XIX века, напомнили спикеры, однако окончательное решение о возведении метрополитена было принято только в июне 1931 года, тогда же началось строительство опытного участка метро. Метрополитен в Москве заработал 15 мая 1935 года – линия шла от «Сокольников» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Первые объекты метро строились открытым способом преимущественно на мелком заложении, однако в условиях сложных грунтов при строительстве участка глубокого заложения от «Охотного Ряда» до «Площади Дзержинского» («Лубянки») впервые применили проходческий щит.

Сегодня на строительстве столичной подземки задействовано более 20 проходческих машин, трудятся порядка 35 тысяч человек. С 2011 года в Москве реализуется программа развития метро, благодаря которой в ближайшие годы в подземке появится более 160 км линий и не менее 75 новых станций. 18 станций уже открыты для пассажиров, в том числе – двухстотая по счету станция «Саларьево» Сокольнической линии.

«Архитектурное оформление станций московского метрополитена всегда оставалось уникальным», – отметил в своем выступлении на Метрофесте Александр Змеул – кандидат исторических наук, соавтор книги «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн московского метро 1935-2015» (книга написана при участии главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, ее презентация намечена на май 2016 года).

Первые станции метро в Москве отличались функциональностью и лаконичностью, напомнил спикер. После победы в Великой Отечественной войне в метро пришли пышность и торжественность – тогда в российской подземке появились те самые знаменитые на весь мир станции-«дворцы». С конца 1950-х – начала 1960-х годов в оформление метро приходят минимализм и экономичность, тогда же начинают строиться «сороконожки» – станции с двумя рядами колонн (40 пар), поддерживающих свод (первой такой станцией стала «Первомайская»). Сегодняшние архитекторы продолжают создавать яркий и уникальный дизайн для каждой новой станции московского метро, добавил эксперт.

О перспективах развития рельсового транспорта Москвы участникам Метрофеста рассказал начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев. Как отметил спикер, еще в Генплане 1987 года прорабатывались возможности строительства хордовых линий скоростного метро – из Митино в Бутово, из Балашихи в Бутово, из Мытищ во Внуково, из Химок в Люберцы, а также новой кольцевой линии. Однако средств на строительство тогда не нашлось.

В сегодняшней программе строительства метро заложено не только развитие радиальных линий и ввод новых веток (например, Кожуховская линия, Солнцевский радиус Калининско-Солнцевской линии), но и возведение Второго кольца метро (Третьего пересадочного контура, ТПК). Напомним, первый участок ТПК от станции «Петровский парк» до станции «Деловой центр» запланирован к вводу в 2016 году. Спикер отметил огромную роль ТПК и его возможности при перераспределении пассажиропотоков в столице. Третий пересадочный контур позволит пассажирам перемещаться в метро, не заезжая в центр, тем самым снизится нагрузка на станции и линии в пределах Кольцевой ветки. «Вообще программа развития метрополитена нацелена на то, чтобы разгрузить действующие перегруженные участки, а также охватить метрополитеном те районы, где ранее его не было», – добавил он.

В перспективных планах, напомнил Васильев, развитие радиальных направлений метро (например, линий в Коммунарку, Бирюлево и Рублево-Архангельское), которые могут пойти от Второго кольца метро. И уже сегодня при строительстве новой кольцевой создаются заделы под новые линии.

По словам Васильева, помимо строительства метрополитена, в настоящее время обсуждаются возможности развития железнодорожного транспорта в столице, превращения электричек в своего рода «наземное метро», интегрированное со всеми видами городского пассажирского транспорта. Эта идея уже нашла свое воплощение в реализации проекта Московской кольцевой железной дороге (МКЖД), которую приспособили под пассажирское движение и планируют открыть уже в сентябре этого года.

slider2