Развитие транспортного каркаса Новой Москвы обсудили на панельной дискуссии МЦУ «Город»

На очередной дискуссионной сессии Московского центра урбанистики «Город», которая состоялась 31 января в пресс-центре ТАСС, эксперты обсудили тему развития транспортной инфраструктуры и обеспечения рабочими местами Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). АО «Мосинжпроект» является управляющей компанией по строительству новых линий и станций столичной подземки, так же выступает генеральным проектировщиком и техническим заказчиком ключевых дорожных объектов Москвы.

Открыл обсуждение руководитель Департамента развития новых территорий г. Москвы Владимир Жидкин. Он напомнил, что общий объем инвестиций в Новую Москву, составляет 7 трлн рублей на срок до 2035 года, из них на транспортную инфраструктуру приходится около 1 трлн рублей. «За пять с половиной лет мы уже инвестировали в строительство Новой Москвы примерно 800 млрд рублей, из них 170 млрд рублей – это деньги города Москвы. Около 80% направлено на создание транспортной инфраструктуры», — отметил руководитель департамента.

По словам Владимира Жидкина, за пять лет существования ТиНАО удалось достичь основной цели – обеспечить комплексное развитие территорий, включая строительство инфраструктуры, создание рабочих мест и обеспечение транспортного сообщения новых территорий со столицей.

«В период существования ТиНАО были ведены в строй две станции метрополитена – «Румянцево» и «Саларьево», проложено 84 километра магистральных дорог. До конца 2018 года в Новой Москве будут построены еще шесть станций метро – «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Столбово» Сокольнической линии, «Говорово» и «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии. Параллельно будут строиться поперечные автодороги, соединяющие крупные магистрали, а также автобусные и трамвайные маршруты на территории ТиНАО. За минувшие два года здесь было создано 22 новых маршрута и 119 остановок. До 2020 года планируется ввести в строй еще 56 остановок и 9 новых автобусных маршрутов», — пояснил Владимир Жидкин и подчеркнул, что принципиальная задача властей – до постройки объектов недвижимости на новых территориях обеспечить надежную транспортную инфраструктуру.

 

О необходимости обеспечения транспортного сообщения для Новой Москвы говорил и другой участник дискуссии, учредитель компании «ВТМдорпроект» Михаил Ткаченко. Он отметил, что именно транспорт при развитии инфраструктуры создает основу разделения труда, формирует специализацию, кооперацию и интеграционные процессы. В конечном итоге полноценное функционирование транспортной системы создает условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения страны.

Председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова представила позицию инвесторского сообщества, она напомнила, что рыночным продуктом территория, в данном случае ТиНАО, становится лишь тогда, когда туда приходит транспорт. «Без транспортной доступности земля в Новой Москве – это всего лишь поверхность: летом зеленая, а зимой белая», — подчеркнула Цветкова. По ее словам, стоимость любого проекта растет минимум на 15%, если появляется информация о планах по созданию вблизи объекта линии метрополитена или дороги.

Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди поделилась с участниками дискуссии своим виденьем процесса развития Новой Москвы как части московской агломерации в экономическом аспекте. Она отметила, что в перспективе будет происходить перераспределение экономических источников между «ядром» (старой Москвой) и «периферией». Сейчас на «ядро» приходится около 85% вклада в ВВП со стороны столицы, а потенциалу «периферии» еще предстоит раскрыться в будущем и обеспечить дополнительный экономический рост агломерации в целом.

Алексей Артемов, первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, рассказал о создании новых рабочих мест и развитии предпринимательства. Он перечислил системные меры поддержки, которые правительство Москвы разработало для промышленных предприятий ТиНАО. Это субсидии на оснащение производства, предоставление земельных участков без конкурса, а также офсетные контракты, первый из которых был заключен осенью 2017 года. Отдельно Артемов отметил программу «Made in Moscow», в рамках которой предприятиям субсидируется 80% затрат на выставочные мероприятия для проектов, имеющих экспортный потенциал. Разработана и система налоговых льгот для бизнеса в Новой Москве. Для научных проектов налоговая нагрузка снижена на 17%, для технопарков – на 25%, для проектов в особой экономической зоне – на 34%.

О социальных ожиданиях жителей присоединенных территорий к проекту Новой Москвы рассказал руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. Он сообщил, что за последние годы удовлетворенность «новомосквичей» транспортной ситуацией выросла: если в 2015 году улучшения в транспортной сфере отмечали 61% опрошенных, то в 2017 году таких было уже 71%, а в начале 2018 года – 74%. Большую удовлетворенность транспортной обстановкой выразили те, кто живет в ТиНАО продолжительное время.

Представляя статистику по оценке ситуации с рабочими местами в ТиНАО, Кирилл Родин отметил, что специалисты с высшим образованием чаще вынуждены ездить на работу в границы МКАД, при этом треть жителей Новой Москвы, работающих внутри ТиНАО, имеют среднее образование. Тем не менее 77% опрошенных готовы работать внутри Новой Москвы с сохранением текущей должности и уровня оплаты. «В целом жители Новой Москвы оптимистично смотрят на перспективы развития территории и ожидают, что уровень их жизни сравняется с общемосковскими стандартами по всем параметрам», — заключил Родин.

Итог дискуссии подвел заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», координатор проектов МЦУ «Город» Алексей Расходчиков. В первую очередь он поблагодарил Департамент развития новых территорий за высочайшую активность работы и готовность к сотрудничеству. Расходчиков отметил, что постоянный анализ развития Новой Москвы позволил накопить огромный объем материалов. Для обобщения этого ценного опыта он предложил в течение полугода подготовить доклад о текущей ситуации и перспективах развития ТиНАО. Глава департамента Владимир Жидкин с готовностью поддержал инициативу Алексея Расходчикова.

Напомним, Московский центр урбанистики «Город» при поддержке ВЦИОМ и Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы создан для привлечения экспертного сообщества к изучению различных аспектов развития городской среды.

Экспертные заседания по самым актуальным вопросам градостроительного развития проходят в формате круглых столов и открытых дискуссий. К участию приглашаются представители власти, бизнеса, медиа и экспертного сообщества. Основная цель проекта – развитие обратной связи между властью и обществом по вопросам градостроительного развития, улучшению качества общественной экспертизы и прогнозирования.

Генеральный спонсор-организатор проекта – АО «Мосинжпроект», информационный партнер – журнал «Инженерные сооружения».