Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев дали старт строительству двухпутного тоннеля большого диаметра (10 метров) на участке от станции «Липовая роща» до станции «Строгино» Рублёво-Архангельской линии Московского метрополитена.
Щит-гигант «Мария» проложит тоннель длиной 2,04 километра. Максимальная глубина проходки составит 40,2 метра. Об этом написал в своих социальных сетях Мэр Москвы Сергей Собянин.
«У нас с Московской областью обширное поле совместной деятельности, есть целый ряд стратегических программ, в частности связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, социальной сферой, образованием, здравоохранением. Ну и, конечно, одна из таких глобальных программ связана с транспортом и транспортным обеспечением всего московского транспортного узла. Один из самых глобальных проектов — это развитие Московских центральных диаметров, наземного метро, которое связало Подмосковье и Москву. Ну и, конечно, важным элементом являются совместные проекты в области метростроения, развития метро, заход в Московскую область. В Московской области уже существуют две станции метро, “Липовая роща”, на которой мы находимся, будет третьей. Дальше на этой линии также будет открыта станция метро в Ильинском и в перспективе — в Красногорске. До Ильинского Рублёво-Архангельская линия будет уже построена по плану в 2028 году. Мы пытаемся совместными усилиями ускорить строительство и сдать ее в 2027 году. Ну а сегодня стартуем 10-метровым щитом с “Липовой рощи”. Это большое событие наших совместных проектов с Московской областью», — сказал Сергей Собянин.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев поблагодарил всех, кто имеет отношение к строительству станции «Липовая роща», и отметил, что проходка тоннеля является технологически сложным этапом, поскольку будет осуществляться под Москвой-рекой, что потребует сложных инженерных решений. По его словам, поэтапный ввод в эксплуатацию Рублёво-Архангельской линии позволит существенно разгрузить Рижское направление и значительно улучшит транспортную доступность микрорайона «СберСити» и жилого комплекса «Изумрудные холмы».
«Мы очень дорожим и ценим партнерство с Москвой. Вы знаете, что при поддержке Президента России, активном участии Москвы мы запустили три Московских центральных диаметра. Сегодня это быстро, это удобно, это комфортные условия по очень приемлемой цене. Мы дальше наращиваем партнерство в части организации парковочного пространства, удобных автобусных сообщений до станций МЦД. Ну а всегда, когда мы в Подмосковье видим строящееся метро, это очень важно, это удобно для наших жителей», — отметил Андрей Воробьев.
Новая Рублёво-Архангельская линия длиной 27,6 километра пройдет от “Москва-Сити” до Красногорска. Она будет включать 12 станций с пересадками на МЦК, Солнцевскую, Филевскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро. Ветка свяжет два деловых квартала: Московский международный деловой центр «Москва-Сити» и «СберСити» в Рублёво-Архангельском. На конечной станции «Деловой центр» пассажиры смогут пользоваться инфраструктурой Москва-Сити — одного из крупнейших транспортных хабов города.
Ожидается, что в первые годы работы Рублёво-Архангельской линии ею смогут пользоваться около 170 тысяч человек в сутки, а в перспективе — до 250 тысяч. Перевозить пассажиров будут современные поезда российского производства. На начальном этапе обслуживать линию будет электродепо «Солнцево». В дальнейшем планируется построить электродепо «Ильинское».
В результате открытия новой ветки:
— улучшится транспортное обслуживание около миллиона нынешних и будущих жителей семи центральных, западных и северо-западных районов Москвы: Пресненского, Дорогомилова, Филевского Парка, Щукина, Строгина, Хорошево-Мневников и Кунцева, включая кварталы, возведенные по программе реновации, и территории комплексной застройки. Кроме того, улучшится транспортное обслуживание более 200 тысяч жителей Московской области. Рядом с новой линией к 2031 году будет около 850 тысяч рабочих мест, в том числе 300 тысяч новых;
— появятся новые варианты маршрутов поездок по городу. Пассажиры смогут воспользоваться удобными пересадками на Большую кольцевую (БКЛ), Солнцевскую, Филевскую, Арбатско-Покровскую линии метро и МЦК;
— будет обеспечена транспортная доступность перспективного делового квартала «СберСити» в Рублёво-Архангельском с 65 тысячами жителей и 70 тысячами рабочих мест. Его свяжут с Московским международным деловым центром «Москва-Сити»;
— станет удобнее добираться до популярных мест отдыха горожан в районе Строгино;
— снизится нагрузка на Арбатско-Покровскую и Таганско-Краснопресненскую линии метро;
— интенсивность движения автотранспорта по Рублевскому шоссе и проспекту Маршала Жукова сократится на 10 процентов. Это позволит улучшить экологическую ситуацию на северо-западе Москвы.
Первые две станции — «Деловой центр» и «Шелепиху» — открыли в 2018 году в составе БКЛ. В настоящий момент их временно закрыли для проведения работ по интеграции с Рублёво-Архангельской линией.
В 2021 году начали строительство первого и второго пусковых комплексов Рублёво-Архангельской линии от «Шелепихи» до «Липовой рощи» протяженностью 12,7 километра. На ней будет шесть новых станций:
— «Звенигородская» — возле пересечения улицы Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
— «Народное Ополчение» (пересадочная на одноименную станцию БКЛ) — вдоль улицы Демьяна Бедного на пересечении с проспектом Маршала Жукова;
— «Бульвар Генерала Карбышева» — параллельно улице Маршала Тухачевского на пересечении с бульваром Генерала Карбышева;
— «Серебряный бор» — вдоль улицы Паршина вблизи пересечения с Живописной улицей;
— «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) — вдоль Строгинского бульвара. Ее открытие сократит время поездки до БКЛ в 1,5 раза (с 15 до девяти минут), до МЦК — в два раза (с 34 до 15 минут), до Московского международного делового центра «Москва-Сити» — в 1,5 раза (с 30 до 18 минут). Действующая станция «Строгино» Арбатско-Покровской линии разгрузится на 20 процентов;
— «Липовая роща» — на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и территорией жилой и общественной застройки «Спутник». Ожидается, что на момент открытия станции ее пассажиропоток составит около восьми тысяч человек в сутки, а к 2030 году вырастет до 12 тысяч. Основными пользователями станции станут жители жилых комплексов «Скай Спутник» и «Квартал Строгино» подмосковного города Красногорска.
С учетом запланированного строительства надземного пешеходного перехода через МКАД пользоваться станцией будет удобно и жителям близлежащих кварталов Строгина, а также работникам трамвайного депо «Краснопресненское».
В 2024–2025 годах началось строительство третьего пускового комплекса от станции «Липовая роща» до «Ильинской» протяженностью шесть километров. На нем расположатся две новые станции:
— «Рублёво-Архангельское» — на территории одноименного микрорайона в районе Кунцево между Проектируемыми проездами № 7120 и 7101;
— «Ильинская» — в Кунцеве между Ильинским шоссе и 23-м километром Новорижского шоссе.
В перспективе планируется продлить линию в Красногорск и разместить на ней две станции с рабочими названиями «Красногорск» и «Изумрудные холмы».
«Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро. С участием холдинга с 2011 года построено и реконструировано 80 станций метро, свыше 170 км линий и 13 электродепо.
Фото: АО «Мосинжпроект»