В 2024 году в Москве построили около 4,9 километра перегонных тоннелей метро. Из них 3,9 километра соорудили с помощью тоннелепроходческих комплексов (ТПМК), еще один километр проложили горным способом. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
«Всего с 2019 года для столичного метро проложили свыше 130 километров тоннелей. Большинство перегонов строят щитами стандартного для Московского метрополитена диаметра – шесть метров. Ранее такой щит завершил проходку правого тоннеля между станциями “Звенигородская” и “Шелепиха”. Часть тоннелей сооружается большими десятиметровыми щитами. В октябре прошлого года такой комплекс начал проходку от станции “Бульвар Генерала Карбышева” до “Серебряного Бора”», – рассказал Владимир Ефимов.
Проходческие механизированные щиты большого диаметра в столице начали использовать с 2016 года. В этом случае перегонный тоннель сооружается в двухпутном исполнении: поезда обоих направлений ходят в одном тоннеле вместо привычных двух, а платформы станций располагаются по бокам.

Сейчас работы с помощью ТПМК ведутся на Рублёво-Архангельской линии. На всех участках Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до «Новомосковской» проходка завершена.
«В 2024 году выполнили проходку соединительной ветки в электродепо “Столбово”, левого и правого перегонных тоннелей на участке от станции “Народное Ополчение” до “Бульвара Генерала Карбышева” Рублёво-Архангельской линии», – рассказал руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы Василий Десятков.
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что проходка правого перегонного тоннеля на участке от «Звенигородской» до станции «Шелепиха» Рублёво-Архангельской линии метро завершилась на большой глубине – 41 метр в подземной демонтажной камере в районе примыкания к тоннелям БКЛ. Строительство левого тоннеля станции планируется начать весной.
«Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро. С участием холдинга с 2011 года построено и реконструировано 80 станций метро, свыше 170 км линий и 12 электродепо.
Фото: АО «Мосинжпроект»